Профилактика дорожно-транспортного травматизма

Работа с Детьми

Правила безопасного поведения на дорогах

Текст с возможностью прикрепления документов

Фундамент безопасности дорожного движения для дошкольников - понимание первопричин беспечности

В чем кроется суть непонимания детьми даже элементарных основ безопасности? Не только в отсутствии негативного опыта или четких наставлений, но и в физических и психологических ограничениях, которые есть у детей. Рассмотрим их подробнее.

В возрасте 3-5 лет возможности ребенка крайне ограничены:

  • Он не понимает суть тормозного пути и массы автомобиля.
  • Видит предметы только перед собой (эффект туннельного зрения).
  • Не понимает суть перспективы (удаленный предмет мы видим меньшим).
  • Дошкольник неправильно определяет реальные размеры предметов.
  • Не может правильно определить источник звука.
  • Не отличает «право» от «лево».
  • Уже может отличить движущийся предмет от стоящего, но не может определить и сравнить скорость движения.
  • Затруднена ориентация в пространстве и правильный обход препятствий.
  • Внимание ребенка сосредотачивается на одном простом действии, он очень плохо способен при этом анализировать окружающую обстановку.

В возрасте 6 лет возможности ребенка дошкольника или школьника все еще сильно ограничены:

  • Он по-прежнему имеет слабо развитое периферийное зрение, для того чтобы увидеть машину ему надо поворачивать голову.
  • Не может адекватно и быстро определить, какое транспортное средство движется быстрее.
  • Плохо ориентируется в источнике звука.
  • Распределение внимания затруднено. Выкатившийся на дорогу мяч займет все его внимание, он может совершенно беспечно побежать на дорогу.

Начиная с 7 лет ребенок начинает улучшать свои возможности, но они еще недостаточно развиты:

  • Ребенку еще бывает сложно резко отреагировать на опасность.
  • Обычно он уже адекватно отличает понятие «лево» и «право», но иногда бывает отставание, особенно у девочек, на это надо обращать внимание.

Примерно с 8-ми лет дети уже более-менее готовы к адекватному поведению возле дороги, но, тем не менее, до подросткового возраста ребенок все еще будет иметь ограниченные возможности:

  • У ребенка уже развито понятие балансировки и объезда/обхода препятствий, он имеет возможность резко сменить траекторию движения.
  • Он научился определять источник шума.
  • Боковое зрение становится совершеннее.
  • Он понимает суть перспективы объектов.
  • Он может резко отреагировать на сигнал опасности (автомобильный гудок, сильный окрик и т.д.).
  • Он может осознанно отказаться от задуманного действия, например, стать на дорогу, а затем вернуться на тротуар.

Плюс ко всем факторам, ограничивающим возможности ребенка стоит отнести его невысокий рост, что не позволяет ему так же хорошо видеть опасности на дороге, как взрослому.

Методика обучения дошкольников безопасности дорожного движения

Правила безопасности дорожного движения для младших дошкольников

Обучение безопасности дорожного движения для дошкольников младшей группы имеет свои особенности. Так как дети еще не могут воспринимать сложные понятия, то процесс ознакомления должен быть максимально понятен и интересен. Необходимо максимально использовать игровой материал: машинки, пешеходов, дорогу, дома, светофор. Показывать яркие и понятные картинки, учить стихи, а также проводить дидактические игры (игры направленные на обучение).

При обучении делайте акцент на утвердительных правилах, поскольку маленькие дети еще плохо воспринимают отрицательную частицу «не». Стройте примеры на противопоставлении «плохое поведение» и «хорошее поведение», пусть дети рассказывают, почему одни поступки плохие, а другие нет. Закрепляйте зрительную память, показывая на практике дорогу и её опасности.

Что должны усвоить маленькие дошкольники:

  • Находясь возле проезжей части или на ней всегда надо держать взрослых за руку.
  • Детям никогда нельзя самим выбегать или выходить на автомобильную дорогу.
  • Переходить дорогу можно только по пешеходным переходам и только на зеленый сигнал пешеходного светофора.
  • Для пешеходов есть тротуар, для машин широкая дорога (проезжая часть).
  • Движущаяся машина представляет собой опасность для людей, машина не может остановиться резко, она будет какое-то время ехать вперед, так же как катиться мячик, который мы бьем ногой.
  • Дети должны выучить цвета светофора и самые простые знаки (надземный, наземный и подземный пешеходный переход).

Материал необходимо периодически повторять, и проверять уровень понимания детьми опасности.

Правила безопасности дорожного движения для старших дошкольников

Дети старшей группы уже могут расширить свои знания о правилах дорожного движения и о безопасном поведении. Они лучше ориентируются в пространстве и способны усвоить более сложные понятия.

Для ознакомления с безопасностью дорожного движения широко используйте наглядный материал и игровой процесс. Хороший вариант – проведение игр, где часть детей водители, а часть пешеходы. Активно применяйте тематические стихи, рассказы и картинки. При нахождении возле проезжей части всегда старайтесь объяснять детям правильную модель поведения, показывая это личным примером и указывая на ошибки других. Пусть дети всегда делают свои комментарии, тогда вы лучше поймете уровень их знания и осознания опасности.

Что должны усвоить дошкольники старшей группы:

  • Базовые понятия правил дорожного движения (дорога, автомобиль, железнодорожный переезд, пешеход остановка и т.д.).
  • Основные знаки дорожного движения, которые важны пешеходам (железнодорожный переезд со шлагбаумом и без, опасный поворот и т.д.).
  • Понятие тормозного пути в зависимости от погоды, состояния дороги и массы автомобиля.
  • Обязанности пешеходов и пассажиров транспорта.
  • Правила посадки на транспорт и проезда в транспорте.
  • Предупредительные сигналы светофора и регулировщика.
  • Правила перехода дороги.
  • Движение через железнодорожные пути, движение по тротуару, обочине, в жилой зоне, особенности езды на велосипеде.

Материал периодически повторяйте и проверяйте уровень его усвоения.

Что должен знать педагог по ПДД

3-4 года

Содержание работы:
1. Средства передвижения, характерные для вашей местности, их название.
2. Части автомашины, грузовой машины.
3. Правила дорожного движения:

  • Поведение на улице
  • Поведение в общественном транспорте
  • Сигналы светофора

Развивающая среда:
1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2. Рули
3. Атрибуты к дидактической и сюжетно-ролевой игре «Мы пешеходы»
4. Дидактическая игра «Собери машину», «Светофор».

Художественная литература:

1. С. Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
2. «Улица шумит»

4-5 лет

Содержание работы:
1. Знание об общественном транспорте, знакомство с грузовым транспортом.
2. Знание улицы: проезжая часть, тротуар, перекресток, пешеходный переход, островок безопасности.
3. Дорожные знаки: сигнал запрещен, пункт медпомощи, пункт питания, автозаправочная станция, пешеходный переход.
4. Правила дорожного движения: переход улицы пешеходом, поведение в общественном транспорте, о чем говорят знаки.

Развивающая среда:
1. Макет: перекресток, зебра, островок безопасности.
2. Крупные и мелкие дорожные знаки.
3. Картинки на классификацию видов транспорта
4. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения
5. Фланелеграф: машины, дорожные знаки

Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Дорохов «Заборчик вдоль тротуара»

5-6 лет

Содержание работы:
1. Знакомство с запрещающими и предписывающими знаками.
2. Изучение работы регулировщика.
3. Формирование у детей умения свободно ориентироваться на дороге.
4. Закреплять правила поведения в общественном транспорте.

Развивающая среда:
1. Макет: разные виды перекрестков
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины.
4. Дидактические игры: «Умные знаки, «Какие бывают машины», «О чём говорит…»

Художественная литература:
Н.Носов « Кирюша попадает в переплет»

6-7 лет

Содержание работы:
1. Учить детей соблюдать правила дорожного движения
2. Закрепить правила поведения на улице:

  • Ходить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны
  • Правильно переходить улицу на переходах, не играть на проезжей части дороги

Развивающая среда:
1. Макет, имеющий разные виды перекрестков
2. Альбомы «Разные виды транспорта»
3. Дидактические игры «Угадай какой знак», «Что показывает регулировщик», «На чем ездят люди», «Виды транспорта», «Найди и назови».

Художественная литература:
1. Н. Носов «Автомобиль»
2. Юрлеин «Любопытный мышонок»
3. Н. Кончаловская «Самокат»

Что должен знать воспитатель о правилах дорожного движения

Каждый воспитатель должен хорошо знать правила дорожного движения, чтобы со знанием дела вести воспитательную работу с детьми и родителями, обеспечить собственную безопасность.
1. Пешеходам разрешается ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны
2. Там, где нет тротуаров, нужно ходить по краю проезжей части, по левому краю дороги, навстречу движению, чтобы видеть движущийся транспорт и вовремя отойти в сторону
3. Пешеходы обязаны переходить улицу только шагом по пешеходным переходам, с обозначенными линиями или указателем «пешеходный переход», а не перекрестках с не-обозначенными переходами – по линии тротуара
4. Прежде чем сойти на проезжую часть при двустороннем движении, необходимо убедиться в полной безопасности.
5. Запрещается пересекать путь движущимся транспортным средствам, выходить из-за транспорта на проезжую часть.
6. В местах перехода, где движение регулируется, пешеходы должны переходить улицу только при зеленом сигнале светофора или разрешающем жесте регулировщика (когда он повернулся к нам боком).
7. В местах, где переходы не обозначены и где движение не регулируется, пешеходы должны во всех случаях пропускать приближающийся транспорт. Запрещается переходить улицу около кругового или крутого поворота.
8. Группы детей разрешается водить только по тротуару, не более чем в два ряда (дети идут взявшись за руки). Впереди и позади колонны должны находиться сопровождающие с красными флажками.
9. Перевозить детей разрешается только в автобусах, двери и окна которых должны быть закрыты. На лобовом стекле иметь опознавательный знак «Дети».

Катание на велосипеде (самокате, роликах) в черте города

Спросите детей, у кого из них есть велосипед, самокат, роликовые коньки или скейт, кто когда-либо на них катался. Попросите рассказать, где, по их мнению, можно кататься, а где нельзя, какие правила нужно соблюдать.

Целесообразно также организовать обсуждение возможных опасных ситуаций, привлекая личный опыт детей, случаи из жизни.

Необходимо рассмотреть три вида ситуаций:
1. Опасных для самих детей, если они катаются на велосипеде, роликах по проезжей части улицы или двора.
2. Опасных для пешеходов (например, можно наехать, толкнуть, обрызгать пешехода водой из лужи).
3. И наконец, ситуации, связанные с падением, травмами.

В результате беседы дети должны твердо усвоить следующие правила:
1. На велосипеде (роликовых коньках) можно кататься только по тротуару; нельзя выезжать на проезжую часть улицы или двора.
2. Катаясь, дети должны правильно вести себя по отношению к прохожим: вовремя подавать звуковой сигнал, соблюдать меры предосторожности (сбавлять скорость, объезжая маленьких детей, женщин с детьми, пожилых людей).
3. В случае ушиба или травмы при падении с велосипеда, самоката нужно сразу обратиться к кому-либо из взрослых для оказания первой помощи.

Правила поведения на железной дороге

Правила поведения на железной дороге

Работа с родителями

Ссылка на Поучительный  мультфильм по ПДД для родителей

Видеоролик «Квест в пожарной части» 

Родителям и детям о правилах поведения на дороге

СОБЛЮДАЙТЕ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ , НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДЕТЕЙ БЕЗ ПРИСМОТРА ! 

  • В целях предупреждения несчастных случаев с детьми, уважаемые родители, обязательно контролируйте, чем занимаются ваши дети в свободное время. 
  • Научите их правилам поведения в экстремальных ситуациях и постоянно их повторяйте, устраивайте маленькие экзамены. Сами неукоснительно выполняйте правила по безопасности. Будьте примером для своих детей. 
  • Заранее позаботьтесь о том, чтобы в доме, на видном месте висел список всех необходимых экстренных телефонов. Убедитесь, что ваш ребенок знает свой домашний адрес. 
  • Как можно чаще напоминайте детям об опасности игры с огнем. 
  • Научите детей правильно пользоваться бытовыми электроприборами. 
  • Установите в жилых помещениях автономные пожарные извещатели, они помогут обнаружить на ранней стадии пожар, разбудить Вас и Вы сможете покинуть горящее помещение без последствий для здоровья. 
  • Если возникла необходимость оставить ребенка на время одного, прежде чем уйти, проверьте, спрятаны ли спички, выключен ли газ и электроприборы. 
  • Помните, именно вы в ответе за жизнь своего ребенка! 

Документы

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie